Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Национальное государство остается одним из ключевых игроков всей системы международных отношений. Его местоположение на международной арене определяется множеством обстоятельств, в том числе глобальными вызовами и угрозами. Их наличие заставляет государства по-новому выстраивать собственную национальную безопасность.
Национальная безопасность находится на данный момент в центре особого внимания большинства стран мира и межгосударственных образований, ввиду того, что глобальная среда безопасности содержит в себе множество угроз различного характера. Изучение дефиниции национальной безопасности необходимо проводить комплексно, что подразумевает учет даже разноречивых точек зрения, которые в критическом сочетании могут дополнять друг друга.
Угрозы национальной безопасности также создают опасность и для национальных интересов государства. Тем самым устранение этих самых угроз является интересом государственных учреждений, которые реализовывают свою деятельность в самых разнообразных сферах жизнедеятельности общества.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Предметом исследования выступают правовые акты, регулирующие теоретико-правовые основы обеспечения национальной безопасности России.
Целью настоящего исследования является анализ теоретико-правовых основ обеспечения национальной безопасности России.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
– раскрыть понятие и сущность национальной безопасности;
– исследовать этапы развития правового обеспечения национальной безопасности;
– проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности России;
– рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы;
– охарактеризовать обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: А.М. Барсуков, И.Н. Бурганова, А.М. Воронов, Е.Б. Глазков, И.В. Удовин, О.В. Дамаскин, О.Н. Жирнов, В.В. Востренкова, Ю.О. Карпышева, А.И. Панфиленок, В.А. Прошин, Н.М. Литвиненко, В.М. Юрченко, и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности
Понятие «национальная безопасность» появилось в нашей стране не так давно. О ней заговорили лишь в 90-х годах прошлого столетия, что было связано с распадом Советского Союза и появлением Российской Федерации. Как и многое в то время, этот термин был заимствован у США, что способствовало возникновению и у законодателя и в научных кругах определённых сложностей, связанных с его использованием.
Как указывает И.Н. Бурганова, довольно сложно адаптировать заимствованный из американского лексикона термин, который даже американскими представителями характеризуется «нечетким символом», вместе с тем, отмечает, что в американской академической традиции «национальная безопасность» рассматривается как синоним оборонной политики .
В этой связи, научные исследования, посвященные теории национальной безопасности, приобретают особую актуальность, так как единого подхода к изучению различных аспектов такого явления на сегодняшний день не выработано .
Следует сразу заметить, что дефиниция «национальная безопасность» является многозначным, межотраслевым и междисциплинарным и широко употребляется в разнообразных областях науки и в текстах нормативно-правовых актов. В то же время (при достаточном, на первый взгляд, числе исследований в данной области) понятие национальной безопасности продолжает быть одним из наиболее непростых и обсуждаемых в общетеоретической юридической доктрине
и вызывает обширные научные дискуссии о ее сущности, содержании, предназначении и механизме обеспечения.
Если представить, что объекты национальной безопасности и национальные интересы – это то, что необходимо защищать; опасности и угрозы национальным интересам, а также факторы, влияющие на появление опасностей и трансформацию их в угрозы – то, от чего необходимо защищать; субъекты обеспечения национальной безопасности – те, кто должен защищать, то обеспечение национальной безопасности – это то, как (каким образом) нужно защищать.
Из изложенного следует вывод о том, что главное назначение безопасности (пока безотносительно к правовой составляющей безопасности национальной) состоит в установлении, поддержании и обеспечении с помощью различных средств, методов и способов состояния, при котором субъектам не угрожает опасность, то есть осуществляется защита от опасности.
Такое понимание безопасности, полагаем, отражает не только специфические признаки данного феномена в конкретной сфере деятельности, но и включает общие, устойчивые детерминанты, характерные для всех областей жизнедеятельности общества, определяющие безопасность как условие и стратегию защиты, направленные, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности и государства .
По нашему мнению, чтобы систематизировать концептуальные правовые подходы к пониманию национальной безопасности, необходимо обратиться вначале к выявлению юридического содержания данного понятия. Разделяем точку зрения, согласно которой независимо от того, что понимается под безопасностью – цель, научная программа, научная дисциплина и т.д., вопросы личной безопасности, национальной безопасности, международной безопасности и глобальной безопасности в значительной мере разобщены, так как связаны с совершенно различными юридическими сферами .
Анализ научной литературы по проблемам безопасности позволяет выделить два основных подхода к определению безопасности в юридическом смысле.
Согласно первому из них, безопасность определяется как отсутствие различного вида угроз.
Так, по мнению С.В. Горбачевой, «традиционно безопасность означала не только и не столько незыблемость внутренних структур общества, сколько некую, всегда относительную, степень его защищенности. Страх перед таким насилием и порождал готовность противостоять ему любыми средствами, идущими от разума, морали, здравого смысла» .
Подобная точка зрения имеется и в трудах Н.Б. Камилова, рассматривающей безопасность России как отсутствие военной угрозы и способности страны защититься в военном конфликте, а также других важных социальных проблем (этнических конфликтов, социального неравенства, распространения оружия массового поражения и т.д.
Представляется, что при таком подходе к определению безопасности последняя, под постоянным воздействием (угрозы такового) каких-либо опасностей (объективного и субъективного свойства), выступает в качестве своеобразной целевой установки (результата, к которому следует стремиться) функционирования государства.
Согласно второму подходу, безопасность определяется как «деятельность субъектов, направленная на устранение угроз», то есть данная группа взглядов имеет функциональное обоснование, а именно связывается учеными с условиями функционирования общественной системы и, в первую очередь, с интересами личности, общества и государства.
Таким образом, по второму подходу, безопасность определяется не степенью защищенности от внешних и внутренних угроз, а деятельностью по созданию условий для функционирования и развития общества и государства. Данный подход представляется нам предпочтительным, поскольку, учитывая сущностные и содержательные характеристики безопасности, основан на функциональном подходе к рассмотрению объекта исследования, позволяющем рассматривать любую категорию в динамике.
Анализ научной литературы по проблеме позволяет отметить в содержании национальной безопасности два ключевых элемента: национальные интересы (по мнению ряда правоведов - интересы объектов безопасности) и угрозы этим интересам .
Указанные элементы считаются характеризующими суть явления «национальная безопасность», потому что, во-первых, интересы личности общества и государства являются, вероятно, функционирующими; во-вторых, требуют непрерывной защиты и, в-третьих, находятся под влиянием устойчивых угроз, при отсутствии которых ставилась под сомнение уместность существования самого понятия «национальная безопасность» как средства избавления от последних. По аналогии – если бы не было правонарушений, не нужна была бы и ответственность.
Следует заметить, что национальные интересы и угрозы являются обусловливающими дефинициями при образовании большинства определений национальной безопасности, которые есть в современной юридической доктрине; при этом одни правоведы акцентируют внимание на национальных интересах, другие – на угрозах безопасности.
В Федеральном законе от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» были определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые в совокупности обозначены как безопасность, национальная безопасность, в то же время само понятие «национальная безопасность» в данном законе не имеется.